- Финансовое право

Прямые контракты по 44-ФЗ: что это и когда можно заключать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямые контракты по 44-ФЗ: что это и когда можно заключать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

Как заключать прямой договор по 44-ФЗ: порядок и нюансы

Нововведения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года отменили необходимость размещения информации в ЕИС при закупках у единственного поставщика при заключении прямых контрактов. Каких сроков следует придерживаться при подписании такого рода прямых договоров? Закон отводит от 5 до 30 дней на заключение прямого договора по 44-ФЗ. Обоснование этому содержится в положениях 44-ФЗ, где говорится, что прямой контракт не может быть подписан ранее 5 дней, и ст. 528 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий тридцатидневный срок для заключения договора.

Заключая прямой договор по 44-ФЗ, следует придерживаться нижеприведенного регламента:

  1. Руководство издает приказ, в котором содержится решение об осуществлении прямой закупки.
  2. Отдел, ответственный за контрактную работу, проводит расчеты по цене, составляет ее обоснование и разрабатывает проект договора.
  3. Предприятие выбирает поставщика, после чего отправляет ему документацию, содержащую условия сделки, и предложение о заключении прямого контракта.
  4. Потенциальному подрядчику (поставщику) направляется проект договора.
  5. Стороны подписывают прямой договор. Если его условиями предусмотрено обеспечение исполнения контракта, исполнитель должен внести необходимую сумму.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию.
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

При этом закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, осуществляются в пределах совокупных годовых объемов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

  1. О создании комиссии по осуществлению закупок при проведении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.

  1. О совместном определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Совместное определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в соответствии со статьей 25 Закона № 44-ФЗ исключительно при проведении конкурсов и аукционов, в связи с чем совместное осуществление закупок товара у единственного поставщика в электронной форме не предусмотрено.

  1. О формировании участником закупки нескольких предварительных предложений о поставке товаров.

Согласно пунктам 1 и 2 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ участник закупки:

формирует предварительное предложение о поставке товаров, из состава которого оператор электронной площадки впоследствии направляет конкретные заявки участника закупки различным заказчикам;

вправе внести в предварительное предложение изменения, которые применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.

Таким образом, положениями части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусматривается формирование одного предварительного предложения в отношении нескольких товаров, предлагаемых участником закупки к поставкам, в которое участник закупки вправе вносить изменения при необходимости.

Формирование нескольких предварительных предложений положениями части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено и не требуется по существу для реализации механизма осуществления таких закупок.

  1. Об изменении, продлении срока, отзыве предварительного предложения.

6.1. В соответствии с подпунктом «и» пункта 1 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ участник закупки вправе сформировать на электронной площадке предварительное предложение, срок действия которого не может составлять более одного месяца с даты его размещения на электронной площадке. Участник закупки вправе продлить срок действия такого предложения или отозвать его в любой момент до направления оператором электронной площадки заявки заказчику.

Согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ участник закупки в порядке, установленном пунктом 1 указанной части для формирования и размещения предварительного предложения, вправе внести в предварительное предложение изменения (то есть, в том числе в отношении информации, предусмотренной вышеуказанным подпунктом «и» пункта 1).

Учитывая изложенное:

продление и отзыв предварительного предложения являются различными (не одновременными и не тождественными) действиями, влекущими различные последствия;

продление предварительного предложения осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений в части срока его действия, предусмотренного подпунктом «и» пункта 1 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;

участник закупки вправе продлить срок действия предварительного предложения в любой момент до его истечения;

срок, на который осуществляется такое продление, не может превышать одного месяца (может в том числе составлять менее одного месяца) с тем, чтобы срок действия предварительного предложения с учетом такого продления не превышал одного месяца с даты размещения на электронной площадке соответствующего изменения в предварительное предложение, предусматривающего такое продление;

Читайте также:  Процедура банкротства физического лица в 2022 году: пошаговая инструкция

участник закупки вправе внести изменения в предварительное предложение предложения в любой момент до истечения его срока действия. Такие изменения станут применяться к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.

6.2. По вопросу исчисления вышеуказанного одного месяца Департамент, учитывая положения части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ, сообщает, что согласно пункту 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число.

При определении окончания указанного числа месяца Департамент считает, что применимой является часовая зона участника закупки, осуществившего размещение предварительного предложения, поскольку такому участнику должен быть предоставлен вышеуказанный месяц в полном объеме.

Аналогичный подход предусмотрен в рамках разработанного Минфином России проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» («оптимизационный законопроект»).

  1. Об указании участником закупки в одном предварительном предложении различных товаров, а также об указании заказчиком в одном извещении об осуществлении закупки нескольких товаров, обладающих различными значениями начальных цен за единицу, нескольких мест поставки.

Пунктом 1 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено формирование участником закупки на электронной площадке своего предварительного предложения о поставке товаров (в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках), из состава которого оператор электронной площадки впоследствии в автоматическом режиме направит конкретное предложение (конкретную заявку) участника закупки заказчику, разместившему извещение об осуществлении конкретной закупки (множество различных заявок заказчикам, разместившим множество извещений об осуществлении закупок).

Учитывая изложенную конструкцию, а также предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ конструкцию автоматического сравнения и выявления оператором электронной площадки не более пяти заявок по критерию наилучшей цены за единицу товара (а не иной какой-либо стоимостной совокупной величины), положения указанной части предусматривают:

возможность указания участником закупки в своем предварительном предложении несколько товаров, предлагаемых к поставкам (подпункт «а» пункта 1), множество мест их поставки (подпункт «з» пункта 1), различное количество товара в разрезе нескольких мест поставки (подпункт «ж» пункта 1), а также различные цены за единицу товара и различные сроки поставки в разрезе различного количества и различных мест поставки (подпункты «е» и «л» пункта 1);

обязанность заказчика при размещении извещения об осуществлении закупки указать одно наименование товара с одной начальной ценой за единицу товара, одним сроком и местом поставки (подпункт «в» пункта 3).

При этом вышеуказанные положения не предусматривают указания различных цен в отношении одного и того же места поставки, поскольку различные цены указываются в разрезе различных мест поставки.

Реализация изложенной конструкции предполагает принцип «множественности» товара (срока и мест его предлагаемой поставки по соответствующей цене за единицу товара) на стороне участника закупки и отсутствие такой «множественности» на стороне заказчика в целях обеспечения автоматизированного сравнения конкретных заявок, направленных из состава предварительных предложений разных участников закупки, с конкретной потребностью заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Указанный принцип «множественности» на стороне участника закупки обусловлен предварительным характером его предложения, поскольку ему заранее не известно, в ответ на какие именно извещения об осуществлении закупок (каких именно заказчиков, с каким количеством закупаемого товара, сроком и местом поставки товара) оператором электронной площадки автоматически будут направлены заявки от имени такого участника закупки из состава его предварительного предложения.

В этой связи участнику закупки предоставляется возможность указать в предварительном предложении различные товары, а также указать в отношении таких товаров (в том числе, по необходимости отдельно в отношении каждого из них) несколько вариантов цены за единицу товара и срока поставки в зависимости от возможного места поставки и количества в соответствующем месте поставки.

При этом неуказание срока (сроков) в соответствии с подпунктом «л» пункт 1 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ означает согласие участника закупки со сроком, указанным заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

Одновременно следует отметить, что указанный принцип «множественности» на стороне заказчика (так называемая «корзина») не может быть внедрен без его предварительной проработки и соответствующего нормативного закрепления, поскольку может привести к существенному ограничению количества участников закупки, не разместивших в составе предварительного предложения «комплект» различного товара, который может быть указан заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

  1. Об обеспечении конфиденциальности информации, формируемой участником закупки в составе предварительного предложения.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ не содержит специальных положений по вопросу обеспечения конфиденциальности информации, формируемой участником закупки в составе предварительного предложения.

Вопрос о специальном правовом регулировании в отношении обеспечения конфиденциальности такой информации в рамках требований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 241 Закона № 44-ФЗ, будет рассмотрен Департаментом дополнительно.

  1. Об отборе заявок оператором электронной площадки.

Согласно подпунктам «а» и «г» пункта 5 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки с использованием электронной площадки:

определяет из числа всех предварительных предложений, размещенных в соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не более пяти заявок на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктами «в» (то есть, в том числе в части количества товара, требуемого заказчику) и «е» пункта 3 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, и содержащих наименьшие цены за единицу товара. При этом при определении таких заявок не учитываются заявки участников закупки, у которых отсутствует не заблокированное в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ количество товара в размере количества закупаемого товара, предусмотренного в извещении об осуществлении закупки;

в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества товара оператор электронной площадки блокирует количество товара, указанное в предварительном предложении каждого участника закупки, заявка которого направлена заказчику, в размере предусмотренного в извещении об осуществлении закупки количества закупаемого товара.

Заявка отбирается (в части цены за единицу товара и срока поставки) оператором электронной площадки, если:

минимальный (при его указании) срок поставки товара, указанный участником закупки в предварительном предложении, не превышает срок поставки товара, установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки;

срок поставки товара, установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, не превышает максимальный (при его указании) срок поставки товара, указанный участником закупки в предварительном предложении;

цена единицы товара, указанная участником закупки в предварительном предложении, должна быть не более начальной цены единицы товара, установленной заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, оператор электронной площадки отбирает заявки, количество товара в которых соответствует требованиям заказчика и при этом не заблокировано по ранее направленным заявкам – то есть, отбирает заявки содержащие «достаточное» «доступное» количество товара в размере не менее количества, указанного в извещении об осуществлении закупки.

При этом механизм «блокировки количества» осуществляется исключительно в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества. В случае неуказания максимального количества (указания только минимального количества), механизм «блокировки» не применяется.

  1. О количестве направляемых в установленном порядке оператором электронной площадки заказчикам заявок.

Согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ размещение предварительного предложения (то есть, одного) означает согласие участника закупки на направление оператором электронной площадки заказчикам (то есть, различным) предложений (то есть, множества) о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок.

Читайте также:  Полис ОСАГО электронный — как вписать нового водителя?

Таким образом, количество направляемых в установленном порядке оператором электронной площадки заказчикам заявок (из состава предварительного предложения) ограничивается исключительно доступным количеством товара (не заблокированным в установленном порядке и соответствующим потребности заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки).

  1. О подписании усиленной электронной подписью заявок, направляемых оператором электронной площадки.

Требования к подписанию усиленной электронной подписью установлены в отношении предварительного предложения (пункт 1 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ), извещения об осуществлении закупки (пункт 3 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ), протокола подведения итогов определения поставщика (подпункт «в» пункта 6 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

При этом требование к подписанию заявки, направляемой оператором электронной площадки из состава ранее подписанного участником закупки предварительного предложения, Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ не установлено.

  1. О присвоении каждой заявке на участие в закупке порядкового номера.

Согласно подпункту «б» пункта 6 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчик присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

Учитывая, что иного не определено, подлежат применению соответствующие подзаконные акты, принятые в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, с учетом требований, непосредственно установленных такими актами.

При этом следует учесть, что частью 7 статьи 14 Закона № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 249-ФЗ установлены случаи, при которых положения указанной статьи не применяются.

Согласно пункту 4 приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказ применяется исключительно при проведении конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), к числу которых закупки у единственного (подрядчика, исполнителя), предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не относятся, в связи с чем приказ при осуществлении таких закупок не применяется.

  1. О заключении контракта с участниками закупки.

В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер (порядок рассмотрения заявок и присвоения номеров установлен в пункте 6 указанной части), в связи с чем контракт заключается с участником закупки, заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 6 указанной части, в том числе если такая заявка является единственной в связи с отклонением иных заявок.

Следует отметить, что указанное не касается случая наличия менее двух заявок, указанного в пункте 8 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

  1. Об электронном взаимодействии операторов электронных площадок с ЕИС.

В соответствии с частью 13 статьи 93 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупок, предусмотренных частью 12 статьи Закона № 44-ФЗ, размещение предварительных предложений на всех электронных площадках обеспечивается операторами электронной площадки посредством информационного взаимодействия с ЕИС.

В целях реализации указанных положений подлежит разработке и утверждению нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий требования к такому информационному взаимодействию. Такой акт в настоящее время не издан.

С учетом части 4 статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указанные положения части 13 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не подлежат применению до 1 октября 2021 года.

  1. О внесении изменений в предварительное предложение в случае в случае внесения изменений в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – каталог).

В настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит специальных положений по указанному вопросу.

Вместе с тем, учитывая обязательность использования позиции каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения, в случае внесения изменений в соответствующую позицию заказчик станет использовать измененную позицию каталога, в связи с чем предварительные предложения должны учитывать такие внесенные изменения.

Департамент в настоящее время рассматривает вопрос о разработке изменений в вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, определяющих порядок действий участников контрактной системы в рассматриваемом случае.

Информация о заключении контракта направляется заказчиком в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта (ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).

В заключение рассмотрим еще 2 вопроса относительно заключения контракта с единственным поставщиком в случае несостоявшейся закупки без заявок:

В каких случаях требуется согласование с контрольными органами?

Заключение прямых контрактов – это право заказчика, но в некоторых случаях является обязанностью.
Если закупку признали несостоявшейся на основании п. 24, 25 ч.1 ст.93 44-ФЗ, то контракт с ЕП заключается по согласованию с контрольным органом (п.4 ч.5 ст.93).

В соответствии с п.1 ПП РФ от 30.06.2020 № 961 согласие необходимо, если НМЦК более:

  • 1 000 ₽ при осуществлении закупки в случаях, когда признали несостоявшимся электронный конкурс или электронный аукцион по п. 3-6 ч. 1. ст. 52 Закона № 44-ФЗ, а также при закрытых процедурах;
  • 250 млн. ₽ при осуществлении муниципальных и региональных закупок (кроме закупок, перечисленных в последнем пункте перечня);
  • 500 млн. ₽ при осуществлении федеральных закупок (кроме закупок, перечисленных в последнем пункте перечня).

При проведении заказчиками совместного конкурса или аукциона каждый из них обязан самостоятельно согласовать с ведомством прямой контракт с ЕП. Речь идёт о превышении НМЦК (п.5 ч.1 ст.25 44-ФЗ).

Если не состоялся электронный запрос котировок, то, согласно п.4 ч.5 ст.93 44-ФЗ, согласовывать такой контракт не нужно.

Согласно п. 13 Правил № 961, контролирующий орган не согласует заключение контракта, если:

  • неверно выбран способ закупки;
  • закрытую процедуру осуществили без согласования с ФАС;
  • к участникам предъявлены требования с нарушением 44-ФЗ;
  • в описании объекта закупки ограниченное число участников;
  • сокращено время на подачу заявок;
  • неправомерно отклонили заявку или признали её не соответствующей требованиям тендерной документации;
  • неправомерно отказали участнику в допуске к участию в закупке;
  • поступившая от ЕП заявка или указанная в пп. «е» и «ж» п.7 Правил № 961 информация не соответствуют требованиям;
  • единственный поставщик не проходит по требованиям.

Согласно п. 12 Правил № 961, если контролеры найдут нарушения в условиях контракта, то в согласовании не откажут, но выдадут предписание с действиями, которые необходимо выполнить заказчику.

Подготовка к проведению

Основная задача этого этапа — выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.

На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:

  • отчет о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами;
  • расчет цены и обоснование;
  • обращение о согласовании закупки;
  • проект контракта;
  • извещение о проведении закупки у единственного поставщика.
Читайте также:  03.04.2023 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.

Разработка отчета о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами

Чуть больше чем в половине случаев закупок у единственного поставщика необходимо составить отчет, в котором будут объяснены причины выбора неконкурентной закупки. Заказчик получит полное право на ее проведение, если применение других способов невозможно. Например, можно сослаться на недостаток времени для проведения закупки другими способами. Зачастую такую причину указывают, когда возникает авария. Если заказчик объяснит нецелесообразность конкурентной закупки, контракт также можно будет заключить с единственным поставщиком.

Отчет составляют в следующих случаях:

  • закупки у органов власти (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • безопасность (пп. 3, 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • медицина и ликвидация чрезвычайных ситуаций (пп. 9, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • культура, наука, образование и спорт (пп. 10, 13, 14, 17, 18, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки при участии учреждений уголовно-исполнительной системы (пп. 11, 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недвижимость (пп. 22, 23, 31, 32, 38, 39, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки для нужд госаппарата (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отчет должен быть документально оформлен и подписан руководителем (уполномоченным лицом заказчика).

Конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, Законом № 44-ФЗ не установлен. Как правило, документ представляет собой таблицу, которая содержит следующие данные:

  • идентификационной код закупки;
  • наименование заказчика;
  • указание на то, что закупку проводят у единственного поставщика, и соответствующий пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, являющийся основанием для такой закупки, а также обоснование такой потребности (например, неисправность электрической проводки привела к выводу из строя всех компьютеров класса информатики; поскольку авария произошла за неделю до проведения экзаменов, необходимо организовать срочную закупку техники по основанию, указанному в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • существенные условия контракта (в отдельных случаях достаточно указать его предмет, наименование товаров (работ, услуг) и их количество; цену контракта, сроки поставки (исполнения, оказания)), каждое из которых тоже необходимо обосновать (в частности, количество новых компьютеров соответствует числу выведенных из строя устройств; поставка и настройка компьютеров — в соответствии с планируемым сроком проведения экзаменов);
  • дату подготовки контракта.

Заключение контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ

  1. Закупка продукции естественных монополий.
  2. Приобретение товаров или услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.
  3. Услуги по водо-, тепло- и газоснабжению, водоотведению, подключению к инженерным сетям в соответствии с действующими в Российской Федерации тарифами.
  4. Услуги по хранению и транспортировке наркотических и психотропных препаратов.
  5. Приобретение товаров или услуг для ликвидации последствий аварии или происшествий техногенного характера.
  6. Закупку у одного поставщика разрешено также проводить после признания конкурса, аукциона или запроса котировок несостоявшимся.
  7. Посещение театров, зоопарков, музеев и так далее.
  8. Приобретение объектов, относящихся к разряду культурных ценностей.

Полный перечень приведен в пункте 1 статьи 93. Приобретение продукции у единственного поставщика – это право, а не обязанность заказчика. При необоснованном отказе от проведения торговой процедуры на заказчика накладываются административные санкции в размере от 30 до 50 тысяч рублей.

Заключение контракта после размещения плана-графика

  • утверждение документа с основаниями для заказа и внесения в него изменений — в течение 3 рабочих дней;
  • внесение изменений — не позднее 10 дней до размещения извещения;
  • публикация извещения о проведении закупки у единственного поставщика — не позднее 5 дней до контракта (либо не позднее 1 дня в ограниченных случаях);
  • подписание итогового документа и направление уведомления в контрольный орган в случае необходимости — в течение 1 рабочего дня.
  1. За 5 дней до даты подписания. Для заказов, основания для которых определены в пунктах 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93, заказчику необходимо разместить извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения договора. Таким случаем является, например, закупка в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
  2. За 1 день до даты подписания. Для процедур по правилам пунктов 9 и 28 части 1 статьи 93 определен период внесения изменений в план-график не позднее 1 дня до даты контракта. Например, оказание медицинской помощи в экстренных случаях.
  3. В течение 1 рабочего дня от даты подписания. Есть в законе и такие случаи, при которых у заказчика есть обязанность уведомить о проведении закупки контрольный орган (например, ФАС). В случаях, которые предусмотрены пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93, уведомление направляется не позднее 1 рабочего дня с даты контракта. При этом прилагаются копия самого документа и обоснование его заключения. Например, такое уведомление заказчик направит при заключении договора с иностранной организацией для лечения гражданина России за пределами страны.

Особенности закупки у единственного поставщика с 1 апреля 2021 года

Заказчик обязан определить срок подписания проекта контракта исключительно со дня, следующего за днём получения согласования.

Если вместе с согласованием заказчику было выдано предписание по результатам проведённой внеплановой проверки, не допускается заключение контракта до исполнения выданного предписания.

Если по требованиям предписания необходимо внести изменения в проект контракта, то после такого изменения заказчику надлежит направить его участнику закупки в порядке, предусмотренном для соответствующего способа закупки.

Контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся (подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС) и не позднее чем через 20 дней с даты получения решения о согласовании.

Итак, новая процедура согласования стала более сложной, чем раньше, однако она позволит строже подходить к вопросу о заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки.

Напомним ещё раз, пройти процедуру согласования потребуется не после каждой состоявшейся закупки, а только если начальная (максимальная) цена контракта, установленная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, превысит предельные размеры.

При несостоявшемся электронном аукционе госзаказчик:

  • заключает договор с единственным поставщиком, если он определен;
  • проводит торги заново, если победителя нет.

Новую процедуру проводят в формате запроса предложений или другим способом на усмотрение заказчика.

Заказчик продлевает срок приема заявок на четыре дня при отсутствии предложений или отклонении всех участников. Если предложения все равно не поступят, то проводят повторный запрос котировок.

Если определен единственный участник, то с ним заключат договор.

Когда возможно заключение контракта/договора с единственным поставщиком?

44-ФЗ:

Закон устанавливает закрытый перечень случаев, когда возможно заключение контракта с единственным поставщиком. Эти случаи являются исключениями из правил о необходимости выявления поставщика на торгах.

Среди 60 оснований можно выделить следующие, наиболее популярные:

  • Закупка на сумму до 600 тысяч рублей либо до 3 млн рублей в случае проведения закупки товара на электронной площадке. При этом необходимо соблюдать ограничения на такие закупки – их годовой объем не может превышать 2 млн рублей,10 % совокупного годового объема закупок или 50 млн рублей. Электронная закупка лекарственных препаратов, мед.изделий мед.организацией, если такие товары производятся единственным производителем на территории РФ или «дружественной РФ» страны (при наличии решения учредителя организации), либо закупка таких товаров у единственного производителя из «дружественной» страны, если товар не имеет российских аналогов
  • Закупка авторского надзора за строительством.
  • В случае признания закупки несостоявшейся (например, документации соответствует лишь одна заявка).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *