- Льготы

Как в 2022 году не попасть под выездную налоговую проверку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в 2022 году не попасть под выездную налоговую проверку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.

Итоги проверки Федеральной Налоговой Службы

По итогам проведенной ревизии налоговой при процедуре несостоятельности может быть выявлено отсутствие нарушений. Хотя такое на практике встречается крайне редко. В противном случае налоговики составляют акт и передают его налогоплательщику. Если в установленные сроки компании или ИП не удалось его обжаловать, то составляются требования о привлечении налогоплательщика к ответственности и уплате отчислений в бюджет.

В зависимости от того, когда была начата или завершилась проверка со стороны налоговиков требования об уплате недоимки подлежат включению в реестр кредиторов. Если реестр был к тому моменту закрыт, то налоговая недоимка остается за пределами реестра. Тогда она будет удовлетворяться только после погашения требований конкурсных кредиторов.

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Субсидиарная ответственность

Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность физического лица возникает при признании организации несостоятельной, когда ее имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. По таким долгам будут отвечать контролирующие должника лица — это те, кто в течение последних трех лет влияли на действия организации-должника.

К ним могут относиться:

  • учредители;
  • руководители;
  • главный бухгалтер;
  • и другие — конечные бенефициары бизнеса, а также родственники, знакомые директора и учредителей, на которых переписаны активы фирмы-банкрота.

Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?

Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).

Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.

Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).

Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Читайте также:  Налог за ошибку: когда отказ от ребенка освобождает от алиментов?

Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.

Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.

В течение какого срока длится проверка?

В течение 2-х месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.

Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.

Рассчитывается срок так. Определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и (или) приостановлена.

Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего проверка с учетом продления не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).

Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данный перечень носит открытый характер (в частности, проверка крупнейшего налогоплательщика, налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, и др.).

Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки.

Также, Налоговый кодекс предусматривает процедуру приостановления проверки.

Примеры приостановления проверки на срок до 6 месяцев следующие:

  • истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
  • проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
  • перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).

Как проходит проверка?

По сути, правила проведения налогового аудита в отношении фирм-банкротов ничем не отличаются от контрольных мероприятий работающих в обычном режиме компаний.

  • Если инициируется камеральная проверка (для ее проведения не требуется разрешительных документов), фирма должна подать в установленный срок декларацию, в случае необходимость – пояснительные документы и ждать результатов. При несогласии с итогами аудита – обжаловать их.
  • При выездной проверке инспектор должен предъявить разрешение своего руководителя на ее проведение, приехать в офис и начать работу. Владелец бизнеса, соответственно, вынужден предоставить налоговику все необходимые условия для деятельности – рабочее место, доступ к нужным документам. При выявлении нарушений налогоплательщик также будет об этом документально уведомлен.

Что если о факте несостоятельности заявляется уже тогда, когда проверка началась? Проведение аудита не прекратят, он завершится в обычном режиме. Однако об итогах контрольных мероприятий будет заявлено уже с учетом специфики процедуры банкротства (то есть требования к компании и взыскания могут быть предъявлены только путем внесения их в соответствующий реестр).

Тем не менее это не значит, что владелец бизнеса сможет совсем избежать уплаты недоимки. Она будет взыскана после погашения требований конкурсных кредиторов. В случае с ликвидацией ИП, например, долги предприятия сохраняются за бывшим владельцем бизнеса, только теперь он их должен будет выплатить как физлицо. Причем проверка может проводиться еще в течение трех лет после закрытия ИП.

Стоит помнить также о том, что уклонение от налогов является уголовно наказуемым деянием. И руководство может быть привлечено к ответственности. Поэтому если бизнесмен получил требования об уплате недоимки, их стоит исполнить в двухмесячный срок. Иначе материалы могут быть направлены в судебные органы для возбуждения дела. Это правило распространяется как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.

Выездная налоговая проверка при банкротстве

Такие требования инспекторов должны быть удовлетворены в течение 5 дней после получения представителем юридического лица уведомления из инспекции. В ходе налоговой проверки при процедуре несостоятельности могут привлекаться эксперты и свидетели, запрашиваться подтверждающая документация у контрагентов предприятия. Представители юрлица могут и вовсе не узнать о том, что в отношении них проводилась проверка, когда не будет выявлено никаких расхождений или несоответствий. Никаких сообщений и уведомлений о результатах проверки не предусмотрено. Если были выявлены нарушения, налогоплательщик получит соответствующий акт с результатами. Камеральная налоговая проверка при банкротстве Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие.

Это значит, что требования налогового органа удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр (п.4 ст.142 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Шансы удовлетворения зареестровых требований крайне малы. Малая вероятность взыскания Согласно п.2 ст.142 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
Налоговые платежи относятся к третьей очереди, уровень удовлетворения требований которой при банкротстве невелик. Снижение показателей деятельности налоговых органов Доначисление налогов, начисление пеней и штрафов при минимальной возможности их взыскания снижает показатели работы налоговых органов.
Сотрудники ФНС вправе осуществлять:

  • истребование документации, имеющей отношение к финансовой деятельности предприятия;
  • инвентаризацию имущества предприятия;
  • осмотр организации;
  • выемку (изъятие) затребованных документов.

В течение одного года не допускается проведение более чем двух ВНП. Однако это правило не распространяется на проведение выездной налоговой проверке при ликвидации предприятия. Тем не менее, по оценкам арбитражных управляющих не стоит опасаться результатов ВНП, так как начисление банкроту налогов и штрафных санкций фактически ухудшает показатели соответствующей ИФНС. План и сроки проведения Если ВНП внесена в план проверок, то независимо от того, подала ли организация на банкротство, проверка все равно будет проведена. Результатом выездной проверки является Решение о привлечении к ответственности либо отказе от преследования.

Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва

Если бы речь шла исключительно о недоимке, которая возникла как следствие доначисленных обществом на основании деклараций но не оплаченных (по каким либо причинам) суммам налогов, то обязательные платежи, по завершению процедуры банкротства были бы списаны налоговым органом в порядке установленном статьей 59 НК РФ без каких-либо уголовных последствий.Недоимка же выявленная в ходе проверки более чем красноречиво может говорить об уклонении от уплаты налогов. Процедура привлечения к уголовной ответственности за неуплату налога остается прежняя, — обществу, на основании вступившего в силу решения налогового органа будет направлено требование об уплате налога (по правилам статей 69-70 НК РФ), оно, очевидно, не будет исполнено и через два месяца материалы будут переданы в органы внутренних дел, для возбуждения уголовного дела по статье 199 уголовного кодекса РФ.

Без выезда на предприятие

Проверка по банкротству проводится с привлечением специалистов и свидетелей. Свидетельствующие документы предъявляют по запросу контрагенты организации.

Камеральная налоговая проверка (КНП) осуществляется на территории ФНС. В таком случае исследованию подвергаются документация, поданная в инспекцию. При необходимости делается запрос для сверки или уточнения данных.

КНП не является обязательной процедурой и при соблюдение ряда условий может быть отменена, если:

  • не было нарушений в отчетных документах;
  • отсутствовали кредиторские и дебиторские долги;
  • своевременно сдавались нулевые балансы;
  • у фирмы один учредитель;
  • банкротящаяся организация не функционировала и не приносила прибыль последние три года.

Зачем нужна налоговая проверка при банкротстве?

Законом и разъяснениями высших судов закреплено, что любой кредитор, который желает закрепиться в реестре должника-банкрота, должен соблюсти ряд обязательных требований.

Делается это для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции кредиторов, интересы которых весьма различны, для всех были созданы одинаковые условия, при которых ни одно необоснованное требование не сможет быть противопоставлено независимым участникам дела.

Такая обязательная процедура установлена и для требований по налоговым платежам: инспекция обязана установить факт налогового правонарушения, чтобы в предусмотренном законом порядке предъявить требование о взыскании налогов.

Для этого, по общему правилу, требуется проведение проверки, в ходе которой будут установлены факты несоблюдения компанией законодательства и определены размеры подлежащих уплате обязательных платежей, а также произведены налоговые доначисления.

Кроме того, зачастую именно выявленные в ходе налоговой ревизии нарушения руководителями компании законодательства становятся основой решения о привлечении их к субсидиарной ответственности в деле о несостоятельности.

Так, например, установление факта выплаты должником дивидендов в пользу участников при наличии неисполненных обязательств перед бюджетом создает презумпцию доведения компании до банкротства.

Какие факторы создают риск проведения налоговой проверки при банкротстве?

Несмотря на вышесказанное, важно отметить, что ФНС далеко не всегда проводит ревизию в случае возбуждения дела о несостоятельности организации.

При этом, есть определенные сигналы, на которые сотрудники фискального органа обращают внимание, принимая решение о проведении проверки.

Наиболее существенные обстоятельства, которые могут послужить основанием для проведения проверки выглядят следующим образом:

  • Банкротство проводится по процедуре ликвидируемого должника;
  • Компания имеет большое количество контрагентов технического характера в отсутствие к тому экономически обоснованных мотивов;
  • Отчетность должника, которая сдавалась в период до возбуждения дела о банкротстве, содержит информацию об убытках компании при отсутствии сведений о существенной прибыли;
  • Должник часто нарушал требования сотрудников ФНС о представлении документов или устранении нарушений;
  • Выплаты по заработной плате сотрудникам должника ниже, чем средние показатели по отрасли, в которой организация осуществляла свою деятельность.

В каких ситуациях налоговая может запустить проверку

Когда юридическое лицо инициирует проведение процедуры банкротства, это не дает 100% гарантии на получение или отсутствие проверки. Все зависит от того, соответствует ли производство установленным критериям и есть ли основания обратить на его деятельность внимание. Основными критериями, привлекающими Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выступают:

  • крупные разрывы между платежами компании в бюджет, если сравнивать их со средним значением в отрасли;
  • составление и передача в налоговую отчетности, по которой видны явные убытки компании – продолжаться такое должно не менее двух периодов;
  • уменьшение средней зарплаты сотрудникам по сравнению с другими производствами;
  • полное игнорирование вопросов, поступающих от ФНС;
  • быстрый старт реорганизации или ликвидации предприятия, не обусловленный спадом экономической деятельности;
  • частые смены одного ФНС на другой без причины.

Инициируя процедуру банкротства и попадая под один или более из перечисленных критериев, организация может ожидать, что налоговая служба проявит личный интерес к происходящему.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Читайте также:  Таблица выплат по ОСАГО за вред здоровью

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Может ли компания подать на банкротство, если идет налоговая проверка?

Прежде всего отметим, что руководство должно помнить, что в одних случаях подача заявления о банкротстве является их правом, а в других – обязанностью. Ст.8 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гласит о том, что должник вправе обратиться в арбитражный суд, если к банкротству есть объективные предпосылки. Например, в компании складывается ситуация, свидетельствующая о том, что в скором времени она не сможет оплатить налоги, перечислить зарплату своим сотрудникам и т.д.

Ст.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержит перечень ситуаций, когда руководитель компании обязан обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Например, такое заявление должно быть подано, если задолженность по зарплате перед сотрудниками по причине отсутствия денег составляет 3 месяца и более.

Отсюда можно сделать вывод, что сама по себе налоговая проверка не является основанием подачи заявления о банкротстве. Тем более, что пока проверка не завершилась, невозможно утверждать, какую недоимку обнаружат налоговики и обнаружат ли ее вообще.

А теперь рассмотрим, что происходит, когда компания подала на банкротство, а ФНС еще не завершила налоговую проверку.

  1. Налоговая проверка будет продолжена, а налоговики могут подавать заявление о включении в реестр кредиторов. Причем на это право не будет влиять то обстоятельство, что окончательного акта по итогам налоговой проверки еще нет. ФНС будет пользоваться всеми правами конкурсных кредиторов (налоговая инспекция сможет участвовать в собраниях кредиторов, возражать против включения в реестр требований других субъектов и т.д.). Возможен второй вариант: ФНС не включается в реестр требований кредиторов, проводит проверку и выносит свое решение, а далее использует свое право на приостановку срока и включается в реестр.
  2. Арбитражный суд не может включить в реестр требований кредиторов недоимки без вступившего в силу акта ФНС. Поэтому орган правосудия приостанавливает срок рассмотрения дела о включении налоговой в реестр кредиторов до тех пор, пока ФНС не вынесет решение о доначислениях.

Как известно, требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности. В первую очередь должник делает текущие платежи – оплачивает судебные расходы, связанные с ведением его дела в суде, далее компания должна выплатить зарплату сотрудникам, работавшим по трудовым договорам после того, как заявление о банкротстве было принято и т.д. Не стоит забывать и об обязательствах, обеспеченных залогом: предмет залога реализуется отдельно, а средства от его продажи поступают залоговым кредиторам и никому больше. Налоговые недоимки, образовавшиеся по итогам налоговой проверки, не относятся к текущим платежам, поэтому на практике могут возникать ситуации, когда денег и имущества компании не хватит, чтобы удовлетворить требования ФНС. Следовательно, ничто не мешает арбитражному суду списать долг компании-банкрота по налогам.

Важно! Однако стоит помнить, что компания не всегда может рассчитывать на списание налогового долга. Так, например, если обнаружится, что к банкротству компанию умышленно привел руководитель, то он может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам предприятия. Кроме того, арбитражный управляющий может оспорить сделки компании и вернуть в конкурсную массу незаконно отчужденное имущество.

Отсюда следует, что банкротство предприятия при налоговой проверке может стать хорошим вариантом избавления от больших недоимок. Однако чтобы воплотить данный вариант развития событий в жизнь, необходимо, чтобы процедуру банкротства юридических лиц сопровождал опытный юрист, который:

  • проконтролирует порядок проведения выездной налоговой проверки, оценит ее риски;
  • поможет инициировать процедуру банкротства;
  • приложит все усилия (в рамках закона), чтобы максимально защитить активы предприятия;
  • не допустит привлечения контролирующих компанию лиц к субсидиарной ответственности.

Если ваша компания стала объектом налоговых проверок, и вы опасаетесь доначисления налогов, пени и штрафов – обращайтесь к специалистам нашей компании. Мы знаем, как юридически грамотно списать долги перед ФНС и свести все возможные риски к нулю.

Особенности проведения

При банкротстве, как правило, все полномочия руководителя переходят к временно назначенному управляющему. В этом случае ФНС должна запрашивать дополнительную информацию через арбитражный суд. Представители проверяющей службы могут быть привлечены как свидетели.

Если руководство фирмы объявляет о банкротстве во время проверки ФНС, то она продолжается в штатном режиме. Но требования инспекторов в дальнейшем будут предъявляться в соответствие с порядком, принятом в этом случае. Все долги по налогам включаются в реестр требований или заявление о недочете предъявляется в суд в обход реестра.

Тем не менее, чтобы иметь возможность участвовать в собрании кредиторов и влиять на течение процедуры, представители ФНС должны заявить о включении требований в реестр на протяжении 30 дней с момента выхода первого сообщения о банкротстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *